среда, 20 июля 2016 г.

50 оттенков серного: почему Татарстан хотят лишить права экспорта нефти?

Мы строили, строили и, наконец, построили… Ввод в эксплуатацию нефтеперерабатывающего комплекса ТАНЭКО не снял, а, напротив, усугубил проблему качества экспортной татарской нефти. Что полностью противоречит изначально декларируемой цели этого проекта: переработки высокосернистой татарской нефти на месте, под которую проект ТАНЕКО получил федеральный статус и отчасти финансирование. Это обстоятельство расширило круг сторонников давней идеи отлучить татарскую нефть от общероссийской экспортной трубы. К последовательным сторонникам этой идеи в лице Транснефти и западносибирских нефтяников, на днях присоединилась Федеральная антимонопольная служба, прежде выступавшая, скорее, союзником татарских нефтяников.

Эта тяжелая сернистая нефть


Нефти без серы не бывает - просто ее мало у одних ее сортов (“сладкие” нефти), а у других - наоборот (“кислые” нефти). Например у американской марки WTI содержание серы 0,28%, у европейского Brent содержание серы 0,45%. У российской Urals cодержание серы уже 1,3%, а дубайской Dubai вообще 2,04%. Нефь Бахрейна Banici AM еще сернистее: там серы 2,45%, а мексиканская Maya совсем сернистая - 3,3%. Так что высокосернистые нефти на рынке - явление далеко не исключительное. Даже наоборот, специалисты говорят, что добыча традиционной нефти, к которой относят малосернистые WTI и Brent, уже практически не наращивается. Напротив, объемы добычи нетрадиционной нефти растут (а здесь, помимо тяжелых и высокосернистых видов нефти, есть еще и сланцы, и битумы). Соответственно, растут и мощности по переработке высокосернистых нефтей, которые, конечно же, здорово технологически отличаются от мощностей по переработке традиционной нефти. Переработка высокосернистых нефтей влечет огромные дополнительные капитальные и переменные затраты, которые специалисты оценивают приблизительно в 25-30% от процесса переработки обычной нефти.

Сернистая нефть Татарстана


В Татарстане добывается около 32 млн. тонн нефти. 15 млн. - среднесернистая (девонская) (1,8 % серы) и 17 млн. высокосернистая (карбоновая) (3,0 %). Девонская нефть - это, преимущественно, нефть, добываемая на нефтяном супергиганте, Ромашкинском месторождении.
Из среднесернистой нефти 8 млн. тонн уходили на ТАИФ-НК (он работает на смеси 80 % девонской и 20 % карбоновой). Так сложилось с самого начала. Да, ТАИФ-НК способен перерабатывать высокосернистую нефть, но работает со смесью среднесернистой и высокосернистой нефти. Во-первых, это экономически выгодно, а, во-вторых, всех этот порядок устраивал, ведь ТАИФ-НК был единственным крупным нефтепереработчиков республики и до сих пор единственным крупным республиканским производителем автобензина.
Таким образом, смесь из оставшихся 7 млн. тонн девонской и 17 млн. тонн карбоновой уходила раньше в трубопроводы "Транснефти", где смешивались с западносибирской Siberian Light (сера 0,6 %) в определенной пропорции для достижения экспортной марки URALS (сера 1,2 %). Раньше, хоть и были у федералов замечания по поводу "банка нефти", но вялые: ведь карбоновая нефть Татарстана худо-бедно разбавлялась более лучшей девонской. Да и вертикаль власти тогда только выстраивалась и у регионов (особенно у Татарстана) было немного особое положение.
Так было до ввода в действие НПЗ ТАНЕКО (Татнефть) в декабре 2011 года. Сейчас это установка (модернизированная ЭЛОУ-АВТ-7) перерабатывает в год 8,5 млн. тонн нефти. Но какой нефти?
Как пишет республиканское СМИ “БИЗНЕС Online”, в Транснефти прямо заявляют:
“Высокосернистая плотная нефть могла бы идти на переработку на построенном специально с этой целью заводе «Татнефти» ТАНЕКО. Однако сейчас он способен перерабатывать сырье с сернистостью не выше 1,8 - 1,9%, тогда как добываемое «Татнефтью» сырье может содержать до 3,5% серы. Компания обещает в будущем году увеличить переработку нефти на ТАНЕКО на 5 млн. т до 14 млн. т, но только с сернистостью не выше 1,9. Это не приведет к существенному улучшению качества сырья на западном экспортном направлении".
Еще в  декабре 2012 года генеральный директор (на тот момент) ОАО “Татнефть” Шафагат Тахаутдинов в своем интервью все тому же “БИЗНЕС Online” совершенно однозначно подтвердил заявление Транснефти:
“Сегодня мы отвлекаем (на ТАНЕКО) из трубопроводной системы нефть с содержанием серы 1,8. При этом отдельные товарищи еще говорят, что мы портим качество нефти”
Таким образом, становится понятно, что изначально НПЗ ТАНЕКО проектировался и строился с расчетом не перерабатывать высокосернистую карбоновую нефть, а перерабатывать только среднезернистую девонскую с серой 1,8%. Это решение позволило очень крупно сэкономить, ведь как вы смотрели выше, потребовались дополнительные капитальные затраты.
Экономический мотив совершенно прозрачный. При этом стенания Транснефти по этому поводу не совсем уместны: ведь никто никому ничего не обещал (по крайней мере, на бумаге). Конфигурация завода - сугубо внутреннее дело самой Татнефти и ее акционеров. Строили ведь на свои, никто со стороны не компенсировал удорожание сметы на 25-30%, если бы было принято решение о переработке высокосернистых нефтей. Кроме того, на ТАИФ-НК переработка высокосернистой нефти возможна.
Как видите, в нефтепереработку в Татарстане уходит вся качественная девонская нефть в объемах 15 млн. тонн. в год (сера 1,8%). Но всей ее не хватает, приходится еще немного докупать на строне.
Теперь Траснефти и российским нефтедобывающим компаниям до колик важно другое - теперь в трубу из Татарстана идет только карбоновая нефть (3,0 % серы) и возникла головная боль по поводу ее разбавления, чтобы сохранить качество российской экспортной марки URALS.

Что потеряет страна от наездов на Татнефть?


Поэтому неудивителен вал атак федералов на Татнефть после запуска ТАНЕКО. Обвинения-обвинениями, но что предлагается (помимо навязшей в зубах и практически нереализуемой идеи “банка качества нефти”)?
Очередное новшество от критиков татарстанской нефти - выделение высокосернистой нефти в отдельный сорт Urals Heavy с поставкой через Усть-Лугу. Основой нового сорта станет нефть Уральско-Поволжского региона, которая будет частично выведена из основной российской экспортной смеси Urals. Будет организован совершенно самостоятельный поток этой нефти. Отгрузка нефти нового сорта может проходить в порту Усть-Луга в объеме до 30 млн. т нефти в год. Сорт Urals Heavy будет высокосернистым с содержанием серы порядка 2,3%. Предварительные подсчеты показали, что если проект был бы реализован, потери «Татнефти» составили $35 с тонны (или $5 с барреля), «Башнефти» — $40 за тонну в ценах 2014 года. Ведь высокосернистую нефть везде берут со значительным дисконтом из-за особенностей ее переработки.
В условиях и без того низких цен на нефть, этот дисконт полностью лишает смысла саму добычу высокосернистой нефти. И если экономика той же Татнефти пострадает, то еще больше пострадает федеральная казна, ведь при том, что Москва забирает 94% доходов от "плохой" татарской нефти, а Татарстану остаются лишь 6%, никогда федералы не откажутся от эксплуатации наших недр. Отказавшись от "высокосернистой нефти", они зарежут курицу, несущую золотые яйца. Если Татарстан перестанет экспортировать, то для Москвы (именно для Москвы) потеряются огромные деньги. Посмотрите, за 10 последних лет одна только Татнефть выплатила в федеральную казну только одних экспортных пошлин на 1,3 трлн. руб. (!)


Источник: Отчетность по МСФО ПАО “Татнефть” 

Кроме того, сворачивание экспортных поставок Татнефти не означает, что остальные российские нефтекомпании сразу же заместят выпадающие объемы. Значит на внешнем рынке произойдет физическое падение российских экспортных поставок, которые сразу же будут замещены другими производителями (например, Ираном). Уйти с рынка поставок нефти и вернуться обратно - две очень большие разницы. Проиграть рынок можно быстро, но вот отыграть свою долю - долгие-долгие годы.
Понимая это, Минэнерго РФ не считает целесообразным до 2020 года выделять экспорт высокосернистой нефти в отдельный экспортный поток. По словам заместителя министра энергетики Кирилла Молодцова четко обозначена государственная позиция:
«Мы обсуждали эту тему, оценивали риски. Мы свою позицию сформировали: мы не считаем, что будет значительное ухудшение качества нефти по содержанию серы. Мы считаем, до 2020 года это нецелесообразно»
Скорее всего, 2020 год обозначен как рубеж для наращивания мощностей ТАНЕКО по переработке именно высокосернистой нефти. Так что очередная атака отбита.


Комментариев нет:

Отправить комментарий