воскресенье, 1 октября 2017 г.

И оставим нам нам долги наша…

На днях президент Владимир Путин порадовал регионы тем, что для них с января 2018 г. будет запущена программа реструктуризации накопленных бюджетных кредитов. Проблема задолженности по бюджетным кредитам очень острая - всего регионам из федерального бюджета выдано кредитов чуть больше чем на 1 трлн руб. Инструмент вроде бы очень хороший - выдаются сроком на 3 года и процентные платежи почти равны нулю (около 0,1% годовых). Столь низкие проценты выплачивать не проблема, но вот возврат самих этих ссуд висят тяжелым ярмом на бюджетах регионов.


Первая реструктуризация Татарстана


Что касается Татарстана, то ситуация с бюджетными кредитами, полученными из федерального центра достаточно тревожная. На 01 сентября 2017 состояние госдолга республики таково:

Общая сумма госдолга Татарстана = 93,7 млрд. руб., где задолженность по бюджетным кредитам = 84,9 млрд. руб и суммы выданных госгарантий = 8,8

По отношению к собственным годовых доходам бюджета уровень задолженности республики составляет около 36%, что является довольно существенным бременем. Основная сумма задолженности по бюджетным кредитам  образовалась в связи с подготовкой к Универсиаде в 2013 (плюс на фоне острейшего кризиса 2008 - 2009 годов) они составили 65,5 млрд. рублей. К началу 2013 года всем стало понятно, что Татарстан не может погашать эти долги. После изнурительных переговоров между властями республики и Москвой было принято решение о реструктуризации этих долгов. Условия отсрочки по этим долгам получились сказочные - Минфин РФ предоставил Татарстану налоговые каникулы по этим 65,5 млрд. руб. на ближайшие 10 лет, то есть до 2022 года. А в последующие 10 лет – с 2023 по 2033 годы – республика должна будет погашать кредит равными долями (т.е. по 6,55 млрд. руб. ежегодно) по ставке 0,5 (!) процентов годовых. Беспрецедентный праздник долгового всепрощения (кроме Татарстана такую поддержку получил лишь олимпийский Краснодарский край) здорово расслабил наш татарстанский Олимп. Реструктуризация лишь распалила его финансовые аппетиты - как видите с 2013 года по сегодняшний день республиканский минфин “нахватал” дополнительно еще 19,4 млрд. руб. без всяких универсиад и прочих глобальных событий. Платить по новым бюджетным кредитам  Татарстану (как и другим) пришлось довольно распространенным способом - брать новые долги. Так были выплачены долги со сроком погашения в 2016 и 2017 году. Но сколько веревочке не виться - итог один: Москва решила прикрыть для всех регионов “лавочку” по выдаче бюджетных ссуд. В одобренном на прошлой неделе  правительством проекте бюджета РФ на 2018–2020 гг. новые бюджетные кредиты не предусмотрены - давать деньги на погашение старых долгов в минфине РФ больше не будут.

Но такая жесткость в предвыборное время чревата дестабилизацией финансов регионов, поэтому пилюлю подсластили. Владимир Путин на прошлой неделе объявил об общей для всех регионов программе реструктуризации бюджетных кредитов. По новому механизму реструктуризации в первые два года регионы смогут погашать только 5% долга в год, рассказал Путин, это высвободит для них более 420 млрд руб. Так, Калужская область сэкономит 15,7 млрд руб., Смоленская – 12 млрд, а Краснодарский край – 10,7 млрд руб., привел он примеры. Регионы же, которые за это время увеличат свою налоговую базу и неналоговые платежи темпами не ниже инфляции, смогут претендовать на увеличение срока действия реструктуризации с 7 до 12 лет. К 2020 г. они должны будут погасить лишь 5% долга, а в дальнейшем их платеж составит по 10% ежегодно вплоть до 2029 г.

Вторая реструктуризация Татарстана


Как видите, у Татарстана появился шанс еще раз поучаствовать в реструктуризации и отсрочить таким образом выплату по долгу в 19,4 млрд.руб. Напомним, что по “универсиадским” долгам на сумму 65,5 млрд. рублей реструктуризация уже проведена.

Сколько будет выплачивать Татарстан при второй реструктуризации? В 2018 и 2019 году будет выплачиваться ежегодно лишь по 5% долга или по 970 млн руб. С 2020 по 2029 ежегодно будет выплачиваться сумма в 10% от долга или по 1,984 млрд. руб. Что и говорить - очень комфортные условия!

Интересно, что с 2023 года Татарстан будет платить 8,534 млрд. руб. ежегодно сразу по двум программам реструктуризации (6,55 млрд. по первой реструктуризации и 1,984млрд. - по второй). Тоже посильные суммы, учитывая инфляцию и срок оплаты.

Сколько сэкономит Татарстан на от новой реструктуризации в 2018 году? Учитывая. что в проекте бюджета на 2018 год ранее были заложены выплаты по бюджетным кредитам на 2,292 млрд. руб., а по новой реструктуризации придется выплатить всего лишь 0,970 млрд. руб., то сумма экономии составит - 1,322 млрд. руб. И этой экономии уже нашлось применение: депутат Госдумы, член комитета ГД по бюджету и налогам Айрат Фаррахов считает, что средства, сэкономленные от реструктуризации бюджетных кредитов, Татарстан может направить на ремонт поликлиник и реализацию программы "Парки и скверы".

Ложка дегтя в патоку реструктуризации


Можно только порадоваться за татарстанский минфин с его льготными выплатами по бюджетным кредитам, если бы не одно “но”. Очень жирное и большое “но” - долгосрочные бюджетные кредиты Москва больше выдавать не будет. Регионам останутся кредиты не длиннее года на покрытие кассовых разрывов, что выглядит малопривлекательной помощью. Татарстанским чиновникам, которые развращены изобилием федеральных бюджетных ссуд, придется очень туго. Надо как-то будет выкручиваться в случае бюджетных дефицитов. А дефициты не за горами - дефицит консолидированного бюджета РТ в 2018 году составит (по проекту) 6,1 млрд рублей, в 2019 году — 6 млрд рублей, в 2020 году — 5,9 млрд рублей. Дефицит необходимо будет как-то закрывать, а следовательно, начать думать о том, где и кого занять деньги, ведь Москва деньги в долг выдавать уже не будет.

Но у татарстанских чиновников пока царит эйфория - они расписывают сэкономленные деньги на “парки и скверы” и не собираются запускать программу госзаимствований в виде облигаций - Министерство финансов РТ не планирует выпуск государственных облигаций в ближайшие годы. По крайней мере, это не предусмотрено бюджетом РТ на 2017 и плановый период 2018–2019 годов.

А раз так, то единственный механизм пополнения казны в таком случае - обращение к федеральным банкам, которые непременно потребуют твердый залог в виде госпакетов ведущих предприятий Татарстана и переводов счетов республиканского бюджета к ним из республиканского “Ак Барс Банка”. Так что с беспечностью пора кончать, дорогие иптэшлэр из правительства!

Комментариев нет:

Отправить комментарий