понедельник, 26 декабря 2016 г.

Почему банкир в России - это преступление?

По следам последних событий в банковской сфере, когда выявляются просто чудовищного размера “дыры” в балансах банка, можно только констатировать, что у нас сложился гигантских масштабов бизнес по краже средств клиентов. И это происходит не только в Татарстане, но и в целом по России. Почему подобное явление происходит, и что движет банкирами, которые вместо следования канонам профессиональной добропорядочности превращаются на наших глазах в преступников.


Две дороги Банкира


Построим упрощенную модель деятельности банка. Пусть у нас будет условный Банкир, который тесно управляет банком и является единоличным владельцем банка. Кстати, не самое оторванное от жизни упрощение - есть немало банков, работающих по этой модели.

В существующей системе у Банкира есть 2 варианта действий:

  1. Вести обычную банковскую деятельность. Тщательно и профессионально оценивать должников, давать хорошие ставки по депозитам и кредитам, следить за ликвидностью, грамотно выстраивать сетку отделений и т.д. и т.п - все чему учат скучные учебники...Прибыльна ли такая деятельность? Да, когда рынок растет и если Банкир все делает правильно, т.е. высокопрофессионально. Но, применительно к России, вот еще в чем дело - рынок очень перенасыщен банковскими услугами, он высококонкурентный. Кроме того, на рынке существуют "квазибанки" - это государственные (не всегда по собственности) банки, которые ломают рынок своими возможностями и практически нулевым уровнем ответственности за рискованную политику (государство всегда закроет любые дыры таких "квазибанкиров" за счет госсредств). Как видите, даже в период экономического роста зарабатывать на типичной банковской деятельности нелегко. При высокой конкуренции и наличии нерыночных игроков прибыли банков стремятся к усредненному уровню. Который достаточно низкий, чтобы представлять интерес для нормального инвестора. Ну что такое средние 10% рентабельности на капитал Банкира (а это примерная средняя по банкам России)? Мало, очень мало для хлопотной высоко рискованной банковской деятельности. По безрисковым государственным облигациям доходность на 1 год сейчас в среднем около 9%. Получается, что 1% (10%-9%) премии за риск? Это очень мало. Неинтересно. И это даже в относительно спокойных периодах для экономики России.      

    В условиях экономического кризиса, когда падают доходы населения, а предприятия, в большинстве своем, испытывают огромные трудности даже в поддержании старого уровня генерации добавленной стоимости - тут трудно даже на нулевых уровнях рентабельности банковской деятельности удержаться - нужен огромный профессионализм. Как видите, нормальное ведение банковской деятельности - это очень хлопотное и мало вознаграждаемое дело.    

    Казалось бы, от вложений в банки инвесторы должны бежать как от огня. Это как вложения в сельское хозяйство - самый верный способ разориться.В нормальных капиталистических странах - профессия обычного коммерческого банкира - это довольно заурядно, скучно и мало прибыльно. Я не имею ввиду инвестбанки (там совершенно отдельная история).      

    Но у нас в России, в реальности мы видим совершенно обратную картину - капиталы банков растут как на дрожжах, банков полным-полно, профессия Банкира очень престижна,  как мы видим, банкиры очень и очень неплохо зарабатывают и для многих это кратчайший путь в миллиардеры. Тут что-то не так? На самом деле, все просто - банковская деятельность создает огромные возможности для хищений. Перед которыми меркнет даже наркобизнес. Итак, рассмотрим эту подводную жизнь.
  2. Преступная деятельность. Наш гипотетический Банкир посмотрел-посмотрел на скромные доходы от нормально легальной банковской деятельности и подумал, а что, если тупо украсть то, что нанесли в банк клиенты. Государство ограничивает размер привлекаемых средств для Банкира простой пропорцией: на каждый 1 рубль своего капитала Банкир может привлечь 12 чужих рублей. Которые можно тупо положить в свой карман. Вот и посчитайте рентабельность преступной деятельности - искушение настолько сильное, что невозможно не процитировать знаменитую цитату Карла Маркса из книги "Капитал":

    "Обеспечьте капиталу 10% прибыли, и капитал согласен на всякое применение, при 20% он становится оживленным, при 50% положительно готов сломать себе голову, при 100% он попирает все человеческие законы, при 300% нет такого преступления, на которое он не рискнул бы пойти, хотябы под страхом виселицы"


То, что Банкир непременно побежит воровать деньги клиентов - это очень поверхностное допущение - там очень много издержек для самого Банкира. Для понимания почему Банкир превратился в преступника необходимо понять почему люди совершают преступления вообще.

Как становятся преступниками


В 1968 году американский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике , Гэри Беккер создал экономическую теорию преступности,которая стала стандартным подходом к этой проблеме на Западе, даже для судейского корпуса.

В своем анализе преступности Беккер исходил из того, что преступники - не психопатологические типы и не жертвы социального угнетения, а рациональные агенты. Они точно также, как и все люди, стремятся к максимизации ожидаемой полезности. Как рациональные агенты, они просчитывают соотношение сопряженных с преступлением выгод и издержек (как денежных, так и неденежных).

Чем определяется выгода для Банкира от преступной деятельности? Ответ прост - это разность между доходами от легальной деятельности и доходами, полученными преступным путем. Интуитивно понятно, что если доходы от легальной деятельности высокие, то у Банкира меньше искус заниматься хищениями.

Очень сильно снижают преступные доходы издержки преступления - это возмездие или наказание. У наказания две основные компоненты - это вероятность наказания и тяжесть наказания. Рост даже одного из этих элементов существенно увеличивает издержки преступной деятельности. А уж совместный рост вероятности наказания и тяжести наказания может даже свести  преступность к минимальному значению. Потому что резко возрастают издержки преступления - преступность становится невыгодно, по сравнению с нормальной деятельностью. Но такое бывает очень редко - для общества затраты на сдерживание преступности бывают часто очень велики. Хотя, в последнее время, в связи с развитием информационных технологий (простой пример - отслеживание мобильной связи) происходит удешевление борьбы с преступностью. Вероятность поимки существенно возросла, а уж когда “Большой Брат” охватит решительно всех, то можно вообще будет рапортовать о неотвратимости наказания.

Что является для преступной деятельности Банкира существенными издержками? В первую очередь, это надзор со стороны Центрального банка и правоохранительных органов. Как Банкир-преступник снижает эти издержки? Двумя путями: он покупает контролеров или обманывает их (через разного рода “схемы” с отчетностью). Зачастую комбинируются именно 2 этих подхода. Это резко снижает вероятность поимки (важную составляющую наказания) и позволяет вести преступную деятельность годами. А значит и наступает момент, когда выгода от единоразового “хапка” перекрывается доходами от дробного “хапка”. Но есть еще и клиенты, которые могут обнаружить пропажу денег. Поэтому важную роль играет “эффект масштаба”. Тем больше банк -тем больше доходы от преступной деятельности, а затраты, как правило, растут не столь быстрыми темпами (контролеры уже куплены, а “рисовальщики схем” (высококлассные специалисты по “рисованию” отчетности)  наняты). Отсюда стремление Банкира-преступника расширять бизнес (обычное рациональное поведение). Без большого притока “новых” клиентских денег, старые клиенты могут вскрыть хищения (ведь на выплаты им попросту не хватит денег). Чтобы новые клиенты несли деньги, важен не только размер банка, но и его связи с государством, участие в технологических инновациях, статусность и реклама. Да, это тоже издержки для преступника, но все перевешивают доходы от хищений.

Что видим, в итоге - что-то огромное, на нем написано “Банк”, оно выглядит как банк, рекламируется как банк, но это не банк. Это машина для хищений. Пусть там даже присутствует обычная банковская деятельность, которая здорово снижает вероятность выявление преступления. Интуитивно понятно, что “хапнуть” все за один раз - это преступление сразу вскрывается, когда клиенты потребуют свои деньги. Поэтому рациональная стратегия, это “отщипывать” от нормального банкинга куски, которые на фоне притока новых клиентов станут незаметными. Такой банк обречен на рост и рисование отчетности.

В какой-то момент, правильный баланс между “отщипыванием” и возможностями банка по выплате денег обратно клиентам рушится. Происходит это чаще всего, когда рост клиентских денег замедляется или вовсе сменяется на спад. Или когда “отщипыванием” увлекаются настолько сильно, что правильные пропорции “хапка” рушатся. Тоже, кстати, напоминание о профессиональном менеджменте даже у преступника. Тогда банк начинает испытывать проблемы ликвидности. Ну а дальнейшая картинка - задержки платежей, набег населения на банк, выявление удивленным надзором финансовых “дыр” в таких банках на десятки, а то и сотни миллиардов рублей  - все это становится скучной и предсказуемой картинкой. Наказания Банкира не будет (за очень редким исключением). Нарушена одна из двух составляющих издержек преступления- неотвратимость наказания. Даже если (о, Чудо!) поймали и доставили в суд всегда есть возможность купить судью или нанять отличных адвокатов, получив минимальное наказание. Даже если дошло и до посадки, можно смягчить свое содержание в местах лишения свободы. Любой каприз за Ваши деньги! Нарушена еще одна из двух составляющих издержек преступления- тяжесть наказания. В условиях полной деградации российских правовых институтов - издержки наказания для Банкира-преступника стремятся к нулю.

Еще один момент - выданная Банкиру Государством индульгенция на преступление - система страхования вкладов, также существенно снижает вероятность и тяжесть наказания. Ведь Государство расплатится с ними за Банкира, а значит врагов у него будет существенно меньше. Единственные враги при таком раскладе - крупные юр лица, потерявшие деньги. Если это из государственного сектора, к которому относятся по разным оценкам 70% российской экономики, то тут нет ничего страшного - государство возместит им эти потери.

Поэтому в российских условиях Банкир просто обречен на воровство - легальная деятельность мало прибыльна, а у преступной деятельности слишком велики доходы и слишком низки, связанные с этими преступными доходами издержки в любых формах.


Комментариев нет:

Отправить комментарий