пятница, 16 декабря 2016 г.

ТАИФ обреченный: часть 2

В предыдущей статье мы выяснили, что Татнефть начала “кушать” ТАИФ, оттяпав у него блокирующий пакет одного из его флагманов, а топ-менеджер ТАИФа сбросил внушительный пакет акций родного предприятия. При этом царит полное молчание - свадьба проходит не только при потухших свечах, но и без единого звука. Молчание захватчика понятно, но почему молчит ТАИФ? Наше предположение - они знают что обречены и будущего у них нет. Им легче сейчас выгодно продать себя Татнефти и уйти на покой. По целому ряду рыночных причин, которые мы подробно рассмотрим далее. 


1 Причина - налоговый маневр

С 2015 года в России начался «налоговый маневр», который снижает зависимость бюджета от цен на нефть, и смягчает эффект от их падения для нефтяной отрасли. Налоговый маневр - это схема, по которой рассматривается вариант снижения экспортной пошлины при одновременном повышении НДПИ и повышение акцизов.Его планировали провести за 3 года. Налоговый маневр уже успел оказать положительное влияние на нефтепереработку, увеличив ее глубину с 72,4% до 74,1% и объемы производства бензина и дизельного топлива класса «Евро-5» на 16,1% и 23,5% соответственно.
Вместе с тем, реализация маневра в условиях низких цен на нефть заставляет правительство корректировать «правила игры» для отрасли буквально на ходу. Так, экспортная пошлина на нефть в 2016 году была заморожена на уровне 42% вместо планируемого снижения до 36%, а акцизы на нефтепродукты претерпели внеплановое двойное повышение. В этих условиях нефтегазовым компаниям выгоднее экспортировать сырую нефть, чем отправлять ее на переработку внутри страны.

Но, пусть это и будет каламбур, у ТАИФа в условиях налогового маневра нет пространства для маневра - у него просто-напросто отсутствует нефтедобыча. Он не может переключиться, как диверсифицированные вертикально-интегрированные нефтяные компании с нефтепереработки и нефтехимии на экспорт сырой нефти (как мог бы это с легкостью делать гипотетический суперхолдинг "ТАИФ-Татнефть"). Поэтому ТАИФ терпит колоссальные потери, о масштабе которых можно догадываться в уклончивых интервью топ-менеджеров ТАИФа.

Так, в августе 2016 года генеральный директор холдинга ТАИФ Альберт Шигабутдинов в интервью «Ведомостям» был мало оптимистичен по поводу налогового маневра

“– Сколько убытков вам принес налоговый маневр по ТАИФ-НК?
– Лучше не спрашивайте.

– Удалось сбалансировать это хотя бы в ноль?
– Нет. Сейчас практически все нефтеперерабатывающие заводы работают в убыток. При этом не все связано только с налоговыми маневрами, а больше с резким и глубоким падением стоимости энергоресурсов в мире.

– Остальные компании компенсируют это тем, что они увеличивают экспорт нефти.
– Не совсем так. Они работают по давальческой схеме. И большие доходы, который дал большой маневр по продаже нефти, компенсируют с лихвой потери в нефтепереработке. Хотя им сегодня выгоднее экспорт нефти, чем ее переработка в стране. А у нас нефтедобычи нет.”

В другом интервью тем же Ведомостям, данным в 2015 году прозвучали более конкретные оценки ущерба (около 20 млрд. руб. в год):

"— А как отразился налоговый маневр, заработавший в этом году, на вашем нефтеперерабатывающем бизнесе — на ТАИФ-НК?

— Сильно. Если сравнить с I кварталом прошлого года, то наши расходы на сырье выросли до 5 млрд руб., это еще с учетом падения цен на нефть. Это говорит о том, что по году надо ожидать 20 млрд руб. Это колоссальная нагрузка."

Эта оценка генеральным директором потерь от налогового маневра относилась к 2015 году. В 2016 происходило и в 2017 произойдет еще более сильное ужесточение условий по налоговому маневру - так что цифру ущерба можно вполне увеличить.


2 причина - заканчивается “трансляционная льгота”

Может возникнуть вполне правильный вопрос: “Как ТАИФ еще не разорился с такими потерями по налоговому маневру?”. Ответ на него дает так называемая “трансляционная льгота”, дарованная ТАИФу налоговым законодательством.

С 2012 года были внесены изменения в Налоговый кодекс по порядку исчисления НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых), адресованные именно Татарстану . В нем появилась «именная», татарстанская статья! Процитируем ее: «Статья 3432 . Порядок уменьшения суммы налога, исчисленной при добыче нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, на сумму налогового вычета в связи с добычей нефти на участках недр, расположенных полностью или частично в границах Республики Татарстан (Татарстан) или в границах Республики Башкортостан».

В ней Татарстану предоставляются льготы по уплате НДПИ на общую сумму 37,8 млрд. рублей или 7,5 млрд. рублей в год. Кстати, льгота дается на пять лети заканчивается в 2017 году! Льгота касается уникального Ромашкинского месторождения, дающего 58% годовой добычи по группе «Татнефть». Эта льгота была специально сделана "под ТАИФ", чтобы смягчить для него последствия налогового маневра - по условиям внутренних соглашений Татнефть обязана была "транслировать" эту льготу на ТАИФ в течении 5 лет через занижение  цен на отпускаемую ТАИФу нефть. Но, в 2018 году, в связи с окончанием времени действия "трансляционной льготы", нефть уже будет отгружаться ТАИФу по сугубо рыночным ценам.

3 причина - появление западносибирского убийцы ТАИФа

Речь идет о строящемся супергиганте российской нефтехимии - проекте “Запсибнефтехим”. Проект «Запсибнефтехима» предполагает строительство установки пиролиза мощностью 1,5 млн тонн этилена, 525 тыс. тонн пропилена, 245 тыс. тонн бутадиена и других продуктов. Поволжский «Нижнекамскнефтехим», гигант отрасли со стажем, в настоящее время располагает мощностями по этилену 600 тыс. тонн, а пропилена во всей России в прошлом году было выпущено 1035 тыс. тонн.

Объем инвестиций в проект предварительно оценивается Сибуром примерно в 9,5 млрд долларов (около 360 млрд рублей), включая уже понесенные затраты и планируемые расходы на пуско-наладку, создание инфраструктуры промплощадки. Запустить новое производство планируется к 2019 — 2020 году.

Среди поставщиков нефтехимических технологий компании Linde AG (Германия), INEOS (Великобритания), LyondellBasell (Нидерланды).


Для понимания масштаба данного проекта и перераспределении сил в отечественной нефтехимии после 2020 года достаточно взглянуть на эти графики:





Как видите, в 2020 году будет наблюдаться тотальное доминирование «Запсибнефтехима» на отечественном рынке нефтехимии.

Чем опасен еще проект «Запсибнефтехима» помимо гигантских масштабов производства? Дешевым сырьем, и как следствие, низкой себестоимостью.

Сегодня сложилась такая тенденция - мировая крупнотоннажная химия все больше
смещается из развитых стран на Восток, поближе к сырью. Это неудивительно, ведь расходы на сырье составляют более двух третей в структуре себестоимости таких продуктов.

Некоторые страны, традиционно воспринимаемые как нефтяные, успешно воспользовались этим обстоятельством. Они все больше превращаются в нефтехимические державы. Так, Саудовская Аравия нарастила мощности по производству этилена, базового мономера для крупнотоннажной химии, с 2,1 млн. тонн в 1991 году до 15,6 млн. тонн в 2013-м. В этой стране сформировано три нефтехимических кластера - Rabigh, Yanbuи Jubail, причем каждый из них крупнее любой существующей в россии нефтехимической производственной площадки. Иран, не имевший в 1991 году серьезных этиленовых производств. сейчас располагает мощностями на 6,5 млн. тонн в год и стремительно их наращивает. Россия же не использовала свой потенциал. За те же 1991-2013 годы мощности по производству этилена в нашей стране выросли только до 3,3 млн. тонн.

“Запсибнефтехим”, по сути, использует аналогичную схему. Как и вся тобольская нефтехимическая площадка, предприятие будет получать сырье через запущенный в прошлом году продуктопровод Пуровск-Тобольск. За счет географической близости сырья (его доставка по трубопроводу относительно дешевле) и эффекта масштаба произведенные полимеры будут весьма дешевы по цене - здесь будет достигнута одна из наиболее низких в мире себестоимости продукта. Еще раз: “одна из наиболее низких в мире себестоимости продукта”. Представляете, как будет трудно ТАИФу, когда на рынок хлынет продукция конкурента в гигантских количествах и по низкой себестоимости?

И хотя, ТАИФ пытается найти противоядие - речь идет о пока только запланированном строительстве этиленника-миллионника на ПАО «Нижнекамскнефтехим». Речь идет о планируемом к таким же срокам строительстве установки пиролиза этилена мощностью 1,2 млн. тонн в год. Поэтапно, блоками мощностью 400 тыс. тонн в год. Но вот в чем дело - закладываемый по технологической схеме пиролиз этилена по себестоимости значительно уступает технологической схеме по пиролизу на основе ШФЛУ (широкая фракция легких углеводородов) и этана .

Проиллюстрируем это выдержкой из интервью генерального директора ПАО “Казаньоргсинтез” Леонида Алехина от 2012 года:

“Конечно же, сырьевое обеспечение в виде этана для нас важнее. Стоимость этилена такова, что мы фактически работаем в ноль по прибыли на этом сырье. Средняя цена без НДС, прокачки: 31 - 32 тысяч рублей, плюс переработка - 10 - 12 тысяч рублей. Себестоимость полиэтилена получается около 42 тысячи рублей. Что сравнимо с ценой реализации.

Все это приходится компенсировать ценами. Это серьезная нагрузка на нашу службу реализации.

Теоретически можно доводить уровень пропана в смеси пропан-этан до 15%. Подавая на этановые печи смесь, получаешь примерно тот же выход этилена, как и из чистого этана. Конечно, лучше для нас перерабатывать этан, но когда этого сырья нет, мы используем смесь пропана-этана. Это не из-за того, что хотим так работать, это из-за того, что сырья не хватает. Технология сегодня отработана. Будет 100%-ная загрузка по этану, мы не будем ее применять, но сегодня это необходимость.”

Вообще, дефицит поставок ШФЛУ и этана — это вообще больная мозоль татарстанской нефтехимии, которая изначально она создавалась в расчете не только на местный прямогонный бензин, но и на поставки ШФЛУ из Западной Сибири. Сначала ШФЛУ возили цистернами по железной дороге, пока в 1985 году не построили продуктопровод Сибирь — Урал — Поволжье. Однако летом 1989-го произошла знаменитая катастрофа под Ашой: взрыв трубопровода уничтожил два пассажирских поезда, погибло 645 человек. После этого газопровод ликвидировали.

В итоге стоит недозагруженным, к примеру, блок центральной газофракционирующей установки «Нижнекамскнефтехима», мощность которого составляет 3,6 млн. тонн. Объем переработки в 2 млн. т там был достигнут только один раз — еще в советские времена. Те же проблемы — у других предприятий нефтехимии Поволжья. Отсюда и острое желание в той или иной форме реанимировать трубопровод.

В 2012 году главы Татарстана, Башкортостана и губернатор ЯНАО подписали протокол о намерениях в области транспортировки нефтехимического сырья, в том числе ШФЛУ, по маршруту Ямал — Поволжье. Предполагалось проложить более 2 тыс. км трубопровода в течение 5 лет. Стоимость проекта оценивалась в пределах 80 - 120 млрд. рублей. В начале 2013 года для реализации проекта сторонами был создан консорциум ОАО «Ямал-Поволжье».

Однако этот мегапроект потерпел поражение в гонке с «Сибуром», который законтрактовал всю свободную ШФЛУ для своих предприятий в Тобольске.



Как видите, только эти три причины достаточны для того, чтобы понять - будующего у ТАИФа нет. ТАИФ в одиночку обречен, а потому должен быть продан Татнефти. Поэтому и понятна вялая реакция ТАИФа на поглощение со стороны Татнефти. Нас ждет образование гигантского суперхолдинга?





Комментариев нет:

Отправить комментарий